Краткий репортаж о доме-музее Андрея Тарковского (Москва. 1-й Щипковской пер., д.26, стр.1) который был показан по телеканалу «Россия» в программе «Вести Москва» 20.04.2008 г.
Прилагается видео и текст диктора:
Надежда Правдина
В Москве решили увековечить память Арсения и Андрея Тарковских - на месте их дома возведут культурный центр. Вначале была инициатива создать дом-музей - идею на протяжении 20 лет вынашивали кинематографисты, режиссеры, художники. Но дом, в котором жили Тарковские, постепенно дряхлел и, наконец, благополучно развалился. Идею с домом-музеем пришлось оставить. На этом месте – сейчас котлован, а скоро будет культурный центр.
Вот уже несколько лет за сетчатый забор заглядывают только городские бродяги. Не читая огромную надпись над закрытыми воротами - «Здесь будет музей». Не обращая внимания на давно устаревшую дату окончания строительства. Не зная о том, что этот котлован - всё, что осталось от дома, где жил поэт Арсений Тарковский, где вырос режиссёр Андрей Тарковский.
«Теперь это помойка. Можно организовать фестиваль по сбору бутылок. Наверное, это будет хороший фестиваль, но это нож по сердцу», - сожалеет Вячеслав Шмыров, главный редактор журнала «Кинопроцесс».
Двухэтажный дом: низ - кирпичный, верх - деревянный. Сейчас он остался только на фотографии и в воспоминаниях. Позже Вадим Юсов станет оператором и снимет с Тарковским и «Иваново детство», и «Андрея Рублева», и «Солярис», а в 40-е годы мальчишка жил недалеко и любил Замоскворечье.
«Помню выкрики банщиков - ещё один пройдёт, двое пройдут - очередь ждала с нетерпением этих выкриков, значит, освобождался тазик, и это было на Щипке - недалеко от дома Андрея», - вспоминает Вадим Юсов, оператор.
Впервые о музее заговорили больше 20 лет назад - в 86-м - после смерти Андрея Тарковского. Пока говорили, дом передавали из рук в руки, и он разрушался.
«Наши славные кинематографисты довели дом до такого состояния. То есть не довели, там просто ничего не было сделано», - говорит Евгений Бунимович, депутат Московской городской Думы.
То, что осталось, отдали коммерческой организации. Договорились, что она на свои деньги отреставрирует дом, а потом несколько комнат выделит под музей Тарковских. Но сохранять руины невыгодно. Четыре года назад хотели тихо, да вышло громко - как раз во время Московского кинофестиваля дом снесли.
«Ужас. Вместо родных, любимых стен – пустота», - говорит Марина Тарковская, сестра Андрея Тарковского.
Его не понимали при жизни, сейчас тоже мало что изменилось, объясняют поклонники Тарковского. Вспоминают, как «Андрея Рублева» не пустили на конкурс Каннского фестиваля, как обвиненный в антипатриотизме фильм пять лет пролежал на полке. Как Госкино игнорировало просьбы Тарковского о работе. Как режиссер, которым восхищались Бергман, Бертолуччи, Феллини, на вопрос о творческих планах, отвечал: «Я не волен, воплотить свои замыслы».
«Во всем мире его память почитаема, все кинематографисты мира склоняют головы перед ним, но оказывается, что в Москве нет такого памятного места - мемориала Тарковских», - удивляется Борис Мессерер, народный художник России, член Российской академии художеств.
В истории с музеем нет никакой злой воли, уверены другие, а просто обычное разгильдяйство. «Что говорить? Нужно построить. А то мы теряем лицо свое, все разрушаем, ничего не сохраняем», - считает Юрий Любимов, народный артист России, художественный руководитель Театра на Таганке.
Постановление о строительстве нового дома Тарковских подписано. Он должен появиться к 2010-му году, если не закончатся деньги. Но что именно построят - вопрос.
«Здесь будет воссоздан особняк в первоначальном виде. То есть никакого нового строительства, никаких приспособлений к современным условиям на этой территории не будет», - подчеркнула Наталья Логинова, пресс-секретарь Москомнаследия.
Основные архивы Андрея Тарковского находятся в Италии. В России осталось немного афиш, фотографий, документов. Каким быть музею - споры пока продолжаются. Главное, с чем не поспоришь - мемориальным дом Тарковских уже не будет.