Проект об Андрее Тарковском

81 год со дня рождения Андрея Тарковского!
04.04.2013
Сегодня 81 год Андрею Тарковскому.
подробнее

80 лет Андрею Тарковскому
04.04.2012
В эту юбилейную дату хочется от всей души поздр...
подробнее

Программа мероприятий в честь 80-летия Андрея Тарковского
29.03.2012
Подробное расписание событий посвящённых юбилею...
подробнее

25 лет со дня смерти Андрея Тарковского
28.12.2011
29 декабря 2011 года исполняется 25 лет со дня ...
подробнее

Сегодня 77 лет со дня рождения Андрея Тарковского!
04.04.2009
77 лет Андрею Тарковскому
подробнее


Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»
Дата публикации: 24.06.2008

Документ: www.tarkovsky.su -> Новости -> Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»

  Премьера документального фильма «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»» состоялась в программе «Перспективы» XXX Московского международного кинофестиваля.

 Это дебют в кино режиссера Игоря Майбороды. И тему взаимоотношений двух гениев - великого режиссера и великого оператора, он исследует со скрупулезностью, рвением и дотошностью дебютанта, снимающего свою первую картину о своем кумире. Режиссер опрашивает всех доступных свидетелей и цитирует их в фильме не один раз. Находит уникальные записи домашних бесед за столом Тарковского, где тот с еще большей беспощадностью, чем в своих недавно изданных на русском языке дневниках, обрушивается на своих коллег.

 Однако главный герой этого фильма - не конфликт. И не его драматургия. А все-таки - личность Рерберга. Оператора, к которому всегда было, есть и будет столь почтительное отношение. Настолько, что участвовать в съемках фильма о нем, все приглашенные согласились безвозмездно.

 К чести режиссера Майбороды, он не стремился представить оператора Георгия Рерберга белым и пушистым, а с канонического образа Андрея Тарковского снять всю позолоту. И все-таки симпатии автора картины явно на стороне Рерберга. Это было ясно и из предыстории фильма: за два года до смерти Рерберга Игорь Майборода показал ему сценарий своего художественного фильма, и оператор, снявший лучшие картины Тарковского и Кончаловского, неожиданно согласился взяться за работу дебютанта. Но случиться этому было не суждено, доснять тот фильм не успели. И тогда рассказать о величии Рерберга правду и признаться ему уже посмертно в безграничном уважении стало делом жизни и чести Игоря Майбороды.

 В фильме даже не люди, хорошо знавшие и Тарковского, и Рерберга, а факты говорят сами за себя. Вот кадры из «Зеркала» - единственного фильма, который Рерберг снял с Тарковским. А потом прозвучит цитата из дневников Тарковского, заканчивающаяся словами: «И руки я ему (Рербергу) больше не подам», и, что еще больнее, - аудиозапись высказывания Тарковского о Рерберге - с такими уничижительными интонациями, что хочется убеждать всех, что это говорит только не Тарковский. Но это Тарковский...

 Вот подробности подготовительного периода «Сталкера» и первый этап съемок, когда началось хождение по кругам ада. Когда Рерберг «осадил» Тарковского: «Андрей, давай как-то поспокойнее - двух гениев на одной площадке как-то многовато». Когда позже посыпались оскорбления, к ужасу всех знакомых: с Рербергом это не пройдет. Рерберг с Тарковским работать больше не будет...

 Рерберга обвинили в браке и стали вешать на него всех собак Хотя никакого брака и быть не могло - даже снимая рекламу, Рерберг, добиваясь «благородства изображения». Никогда не браться за объект, который ты не можешь до конца исследовать, было его неизменным принципом. «Я этого делать не буду», - говорил Рерберг. И никогда не делал. И он даже вынужден был оправдываться - не перед кем-то, нет - перед самим собой: «Я не сбежал, меня убрали с картины». Кстати, после разрыва в отличие от Тарковского он воздерживался от публичных комментариев, объясняя все лаконичным: «Судьба нас развела»... И лишь при сравнении с другим режиссером в дружеской беседе позволит себе только следующее: «В отличие от Тарковского Кончаловский знает свои недостатки».

 У них были, конечно, разные взгляды через объектив. «Меня всю жизнь интересовали человек и его эмоции, - звучит голос Рерберга в фильме. - Крупный план мне дороже всякого пейзажа. И внешнему действию я предпочитаю внутреннее. Я всегда любил снимать именно лица, лица, лица... А Тарковский, если не тянул актер, мог обойтись и музыкой. Он не был актерским режиссером»...

www.rg.ru
 

Комментарии посетителей

Юрий Кузин
Дата и время:09.11.2009 08:01:17
Андрей Тарковский и Георгий Рерберг – два гения на одном стуле?



Страсти по Тарковскому никак не улягутся...


Последний тому пример – фильм Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский (обратная сторона «Сталкера»). То ли попытка операторского цеха вернуть себе престиж, которого, как выяснилось, его лишили, то ли опиумная война кланов за право втюхивать потомкам свои побасенки о кино андеграунде.

Вытирать ноги о Тарковского – черта нашего времени. Одни делают это, получив от режиссера «пинка», другие – из желания посидеть в кресле третейского судьи, благо и повод нашелся: кино-летописец Игорь Майборода решился таки тиснуть свой кино-роман.

Правда метод, которым пользуется сей кудесник, слишком уж примитивен: сталкивай лбами покойников, а живым дай побрюзжать. И брюзжат, представьте себе. В основном о зловещей роли Ларисы Павловны в развале великой дружбы.

Формально соавторы «Зеркала» расстались из-за технического брака, который, якобы, допустил Рерберг, работая в качестве оператора на «Сталкере». Своей вины Георгий Иванович, разумеется, не признает, считая, что ответственность за провал первой версии картины целиком лежит на режиссере. Он де не знал, что снимать, был загружен в театре работой над «Гамлетом», и вообще - тяготился сырой и неудобоваримой драматургией братьев Стругатских.

Однако автор не утруждает себя расследованием обеих версий. Зато филиппики в адрес Тарковского хоть отбавляй. Даже такой, казалось, простой вопрос: а делал ли Рерберг операторские пробы, прежде чем снимать на неизвестный ему негатив, не получает ответа. «Клинья» - так на киношном жаргоне называются испытания пленки - хранятся на «Мосфильме». Там же находятся и акты ОТК о браке, если таковой имеется. Казалось, чего проще: нет «клиньев» - прав Тарковский. Есть «клинья» - прав Рерберг. И не зачем режиссеру было делать из него козла отпущения, чтобы скрывать собственную не состоятельность.

Но тогда воз

Юрий Кузин
Дата и время:09.11.2009 08:04:15
Но тогда возникает другой вопрос: почему же, зная о браке негатива, Рерберг продолжал снимать? Почему не предупредил о нем Тарковского?

Любой независимый эксперт попытался бы получить ответы на эти вопросы. Но только не господин Майборода. Его, очевидно, выбрали рупором претензий к Тарковскому, чтобы свести с ним счеты за нанесенные обиды.

Возьмем, к примеру, мадам Чугунову – ассистента режиссера. Будучи секретарем Комиссии Союза кинематографистов по творческому наследию Тарковского, дама сия сделала все возможное, чтобы скрыть от общественности архивы Андрея Арсеньевича. Ей и Паоле Волковой, возглавившей «Фонд Тарковского» после успешного развала ею же «Общества Тарковского», принадлежала идея создания дома-музея режиссера на Первом Щипковском переулке. Но все, что смогли сделать эти горе-музейщицы, так это уничтожить строение. Ни архитектурного проекта, ни плана реконструкции, разумеется, Союзу они не предъявили.

Представляю, что бы сказали граждане Афин, когда бы к ним обратились с идеей разрушить Парфенон, чтобы возвести на его месте такой же новодел.

Но, даже если Рерберг прав, и Тарковский сделал его ответственным за собственную «не состоятельность», ускорить роды, к чему стремился оператор, было как минимум наивно. Тарковский не мог «родить» в первом триместре, превратив Реда Шухарда из бандита и вора в Сталкера-Савла, которого Господь сподобил чуда обращения на пути в Дамаск.

Жаль, что о самом «Сталкере» и его роли в Советском и мировом кино, как, впрочем, и о заслугах оператора Александра Княжинского в создании изобразительного решения картины ни слова не говорится.

Нелепый, какой то коллаж из десятка фильмов, интервью и закадровой речевки.


Чем режиссерский сценарий отличается от сценариев для мыловарен узнаете здесь

http://kuzin-cinema.narod.ru/rodimenia3.html

Андрей Василенко
Дата и время:12.01.2010 00:15:26
Посмотрел я этот бред.... все-таки жаба душит людей любых национальностей...особенно после успеха великого дела...снова фарисеи да книжники.
Фильм представляет собой эдакий нелепый коллаж несвязных элементов: текстов, "свидетельств очевидцев" и визуальных образов, такое сейчас обильно используют СМИ по ТВ. Мне вот интересно, что бы было, если б не было успеха фильма? Думаю, была бы тишина и спокойствие.....не на что посягать.
А здесь налицо сфабрикованное "противостояние", желание заляпать шедевр, и почему Рерберг и Тарковский? Отчего не монтажник света и оператор, они же под разным углом видели сцену, они же оба "гении"? Ну и что еще толкового сделал Рерберг и остальные обиженные иностранцы, достигли просветления и получили мировую известность, вошедши в топ-100 фильмов всех времен и народов? Этого не произошло, их имена зарисовались лишь при Тарковском, чей гений раскрывал всех участвующих в проекте и оживлял в них неведомые им образы от оператора до композитора.

Клавдия
Дата и время:02.02.2010 14:17:48
Странно, что этот давно, оказывается,снятый "неигровой " фильм получил премию "Золотой орел" За что?
Продолжают оставаться актуальными стихи:
"Вот и всё. Смежили очи гении.
И когда погасли небеса,
Словно в опустелом помещении
Стали слышны ваши голоса.
Тянут, тянут слово залежалое.
Говорят и вяло, и смешно.
Как вас чествуют, и как вас жалуют!
Нету их и - "всё разрешено"!

Владимир Михалёв
Дата и время:12.06.2010 10:13:12
Фильмом потрясен. Два гения, два Человека. Живых человека. Спасибо автору.

Татьяна Лисс
Дата и время:24.11.2010 17:59:30
Чушью как раз является то, что написано Кузиным. Лавры гениев покоя не дают? Грустно читать всю эту муть. Неужели неясно, что Майборода именно и пытался показать сложные отношения БЛИЗКИХ людей. А этот дурачок всё лезет с сенсациями: Тарковского бьют, ребята! Дурачок.

Александр Белов
Дата и время:14.03.2011 14:30:12
Как все кинулись защищать Тарковского. Прямо, как вы посмели коснуться имени гения. О нем нужно только слагать панегирики. Нет, дорогие мои, режиссер, тоже человек. И главное, что вызывает во мне презрение к Тарковскому, что он мстил Рербергу. Подленько, гнусно мстил. И мстил не из-за брака \"Сталкера\", а из-за того, что Рерберг посмел высказаться без должного уважения о жене Тарковского. В этом весь Тарковский.

Ольга Ахматова
Дата и время:22.03.2011 20:16:56
Фильм, конечно, о Рерберге, высоком профессионале, человеке творческом, не праздном, не суетном. Оба они,что называется, штучные редкие личности.И фильм тем и хорош, что это рассказ о ярких личностях, о сложности жизни вообще,а в творчестве особенно,а уж если профессия творческая, но зависимая. Молодец Майборода.Такой фильм нужен и полезен, и интересен.

serg6391
Дата и время:31.07.2011 07:04:29
Тарковский-раздутая бездарь и больше о нем нечего сказать

Миша
Дата и время:10.04.2013 19:16:40
Люди, как называется музыка, которую исполняет Растропович на виолончели в Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»

MartinChiewFI
Дата и время:08.02.2017 12:10:08
I can not participate now in discussion - there is no free time. But I will be released - I will necessarily write that I think.


----
<a href=http://friv-vs-kizi.com/>jeux de friv</a> | http://friv-vs-kizi.com/

назад к списку новостей